14 декабря 2006 года “Деловая Россия” и Российский Союз химиков провели заседание совместной рабочей группы на тему “О выработке позиции российского бизнес-сообщества в связи с принятием Европейским Союзом законодательства ‘REACH’. Вопросы и проблемы гармонизации российского законодательства с европейским законодательством и согласованной на глобальном уровне системой классификации и маркировки химических веществ ”.
Участники обсуждения - представители министерств, коммерческих предприятий и структур, объединений, научных, некоммерческих и неправительственных организаций. Ассоциацию “РусХлор” представлял Исполнительный Директор Борис Юльевич Ягуд.
Все выступавшие отмечали тот очевидный факт, что новый законопроект затрагивает не только химическую отрасль Европы, и не только всю европейскую индустрию, но еще и импорт продукции из других стран в Европу, так как он регулирует использование химических веществ при изготовлении любой продукции, так или иначе поступающей на рынок Европы.
В частности, в выступлениях участников заседания отмечались следующие аспекты практического применения законодательства REACH.
REACH – это аббревиатура “Registration, Evaluation, and Authorisation of Chemicals”, что по-русски означает “Регистрация, Оценка в аспекте риска и Легализация хозяйственного оборота химических веществ”. Этой аббревиатурой обозначают политику Евросоюза по отношению к химическим продуктам. При этом надо понимать, что когда говорят “Политика”, имеют в виду не один закон, а целый комплекс законов и PR- мероприятий.
С точки зрения, собственно, закона REACH требует от компаний – производителей, а равно импортеров химикатов, чтобы каждая из них самостоятельно регистрировала в некой центральной базе данных каждый такой свой продукт, который эта компания производит либо импортирует в количестве, превосходящем 1 тонну в год. Для управления этой центральной базой данных создается специальный орган – Агентство по Химическим продуктам.
Общая цель политики REACH, с одной стороны, – защитить здоровье людей и, одновременно, экологию а, с другой стороны и в то же самое время, - сохранить конкурентоспособность европейской химической промышленности и, одновременно, не допустить распада единого внутреннего европейского рынка на национальные фрагменты.
Поскольку европейская химическая промышленность, - это такая составляющая экономической и социальной действительности, которая определяет состояние всей экономики Евросоюза (непосредственно в химической промышленности занято 1,7 миллиона человек; годовой оборот химической промышленности Европы составил в 2003 году более 580 миллиардов Евро…), реализация политики REACH неизбежно затронет тоже всю экономику Евросоюза.
Однако, более всего REACH окажет воздействие, все-таки, на химическую промышленность объединенной Европы. Именно поэтому ассоциация европейских производителей хлора и хлорпроизводных “Евро Хлор” и многие другие НГО из других секторов химической промышленности Евросоюза сплотились вокруг Европейского Совета Химической Промышленности (англоязычная аббревиатура – CEFIC) для того, чтобы у химической промышленности Европы была четкая единая позиция по всем вопросам, прямо либо косвенно связанным с внедрением REACH.
Для химической промышленности Европы наиболее чувствительными аспектами REACH являются два:
- Легализация химических веществ;
- Обязательная замена одних веществ другими.
Именно внедрение законов REACH, относящихся к этим двум вопросам, может наибольшим образом повлиять на рынок химических продуктов.
Политика REACH обязательно и самым серьезным образом окажет влияние на российскую химическую промышленность, как минимум, по следующим двум причинам:
- российское законодательство обязательно будет гармонизировано с европейским, и, как показывает практика внедрения в Российской Федерации Закона “О техническом регулировании”, это начнет происходить вскоре;
- экспорт химических продуктов из России в страны Евросоюза непосредственно подпадает под законы REACH.
В результате содержательного обсуждения участники заседания пришли к выводу о необходимости начать всестороннюю подготовку бизнес-сообщества к принятию нового европейского законодательства в области регистрации, испытания, экспертизы и ограничения выпуска на рынок химических веществ ( REACH ). Примерно определен комплекс соответствующих мероприятий, в который, в частности, вошли организация конгресса по REACH и проведение ряда тематических семинаров.
C целью реализаций мероприятий этого комплекса решено сформировать Оргкомитет, в который войдут представители “Деловой России”, РСПП, Российского Союза химиков, крупных корпораций, Минпромэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Будет создана и постоянно действующая рабочая группа из экспертов промышленности, представителей ассоциаций, министерств и ведомств, план работы которой будет принят на заседании Оргкомитета.
В резолюции заседания отмечена необходимость проинформировать, с привлечением международных экспертов, российское бизнес- сообщество о новом европейском законодательстве в области оборота химических веществ “REACH”, создать предпосылки для детальной проработки положений и директив закона; выработать проблемные области и оказать содействие бизнес- сообществу; обратить внимание государственных структур на серьезность возникающих предпосылок по закрытию экспорта промышленных товаров на рынки Европы, а равно нахождения путей решения возможных проблем. Отмечены и некоторые другие острые проблемы, которые могут в будущем возникнуть в связи с законодательством REACH перед российским бизнес-сообществом.
В качестве первого практического шага в достижении поставленных целей организаторы и участники заседания рабочей группы приняли решение провести в марте 2007 года на базе Общероссийской Общественной Организации “Деловая Россия” международный конгресс с участием представителей промышленности, научных организаций, а также министерств и ведомств Российской Федерации и в ходе подготовки этого мероприятия:
- пригласить экспертов международных организаций для представления докладов по насущным вопросам, связанным с экспортом химической продукции в страны Евросоюза;
- привлечь к участию в конгрессе представителей Постоянного представительства РФ при европейских сообществах, Минпромэнерго, Минэкономразвития, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ;
- максимально широко привлечь к участию в конгрессе представителей отраслей хозяйства, смежных с химией, и, в частности, металлургии, здравоохранения и природопользования с тем, чтобы информировать их об изменениях, происходящих в законодательстве Евросоюза;
- привлечь к участию в конгрессе российских экспортеров химической продукции с тем, чтобы совместно с ними обобщить проблемы, которые могут возникнуть вследствие внедрения комплекса законов REACH, и выработать некую стратегию совместных действий в изменившихся условиях;
Участники рабочей группы решили, что в ходе проведения планируемого конгресса следует представить европейским экспертам, которые примут участие в конгрессе, проект Федерального Закона “О безопасности химической продукции, процессов ее хранения, перевозки, реализации и утилизации”.
Участники рабочей группы решили дополнительно организовать из своего состава группу из 5 человек, которые будут непосредственно заниматься подготовкой конгресса.