1-2 июня с.г. в конференц-зале гостиницы «Националь», Москва состоялась ХIV Международная научно-техническая Конференция «Хлор и хлорпродукты 2021». Конференция была подготовлена Ассоциацией “РусХлор” и Национальным центром “Хлорбезопасность” при поддержке Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Российского Союза химиков.
В Конференции приняли участие 90 человек из более чем 50 организаций, в том числе руководители 14 российских заводов–производителей хлор-щелочной продукции, являющихся действительными членами Ассоциации “РусХлор”, и представители 15 организаций - ассоциированных членов «РусХлора». В работе Конференции также приняли участие специалисты проектных и инжиниринговых организаций, поставщиков оборудования и арматуры, транспортных компаний, занимающихся производством передвижной тары и перевозкой опасных грузов , в том числе, представители 14 иностранных компаний: из Белоруссии, Германии, Франции, Швейцарии , Индии.
После традиционного музыкального приветствия
и вступительного слова Вице-президента Российского Союза химиков
В.В. Семенова
с докладом «Государственная политика в области промышленной безопасности химически опасных производственных объектов» выступил начальник Управления общепромышленного надзора Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации М.В.Фоминых
Кроме того, на пленарном заседании с отчетом о деятельности Ассоциации «РусХлор» за 2006-2020гг , а также с докладом об участии в проведении реформы нормативного регулирования «Регуляторная гильотина» выступил исполнительный директор Ассоциации «РусХлор» Б.Ю.Ягуд
Современные тенденции развития российской хлорной промышленности были изложены в презентации Председателя Совета директоров ООО «НИКОХИМ» М.В.Баранова. В частности, было отмечено, что в целом химическая отрасль в последние годы показывает темпы роста, сравнимые со всей российской промышленностью.
В хлорной подотрасли показатели демонстрировали разнонаправленные тенденции, по сравнению с химической отраслью. Если производство каустической соды в 2018 и 2019 гг увеличилось на 3,3% и 2,6%, то в 2020 г незначительно уменьшилось (на 1,2%).
В производстве полимеров винилхлорида в 2018 и 2019 году рост составил около 6% и 2,6 % соответственно, а в 2020г наблюдался спад более 1%.
Мировое производство ПВХ в 2020 году составило 45,4 млн. тонн и в РФ - 0,97 млн. тонн.
Производство товарного хлора снижается с 2017 года. В 2020 году падение составило более 12% (выпуск товарного хлора составил 81 тыс. тонн в 2020г).
Потребление товарного хлора в РФ падает.
Продолжается рост цен на основную продукцию хлорной подотрасли.
Спрос на поливинилхлорид (ПВХ) в России по итогам 2020 года фактически остался на уровне 2019 года. В то же время цены достигли рекордного уровня и продолжают расти.
Основной объем спроса приходится на долю суспензионного ПВХ, переработка которого в России последние три года, включая 2018 г, остается на уровне 830 – 900 тыс. т. Импорт ПВХ-С остается главным регулятором цены на внутреннем рынке.
В 2020 году несмотря на плохие прогнозы и «ковидные» ограничения не произошло значительного падения хлорной подотрасли.
В докладе было отмечено, что основные проблемы хлорной подотрасли, к сожалению, остаются постоянными. Это, в частности:
- Отсутствие государственной промышленной политики;
- Как следствие отсутствуют долгосрочные контракты на сырье в необходимых объемах и по установленной заранее формуле цены;
- Постоянно растущие тарифы на услуги естественных монополий;
- Из-за ограниченных объемов выпуска продукции на основных предприятиях - низкая заинтересованность инвесторов во вложения в новое производство в связи со значительными вложениями и длительным сроком окупаемости;
- Недоступность необходимых кредитных ресурсов для масштабной модернизации;
- Высокая степень износа промышленного оборудования;
- Неэффективность государственного регулирования, чрезмерное (неадаптированное к российским условиям) увлечение европейскими стандартами контроля качества и систем стандартов химической продукции, насаждение неприемлемых экологических требований и стандартов и справочников «наилучшие доступные технологии» и поспешное их внедрение без критического анализа и обсуждения с научным и промышленным сообществом.
В докладе прозвучали предложения по расширению и активизации деятельности Ассоциации «РусХлор» по следующим направлениям:
- по коррекции закона «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
- по мерам поддержки планирования, размещения и продвижения проектов переработки хлора и каустической соды в РФ и производстве на их основе продуктов более высокого передела с использованием инновационных технологий;
- по мерам государственной поддержки инвестиционных проектов;
- по программам поддержки импортозамещения в подотрасли и по развитию подотрасли в использовании новых видов продукции с гарантией потребления произведенной продукции внутри страны для реализации государственных программ;
- по реализации «регуляторной гильотины».
Также было отмечено, что Евросоюз собирается вводить систему тотального контроля (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) и углеродного (карбонового) регулирования в виде дополнительных налогов или штрафов на ввозимую продукцию – это очень серьезный вызов для российской промышленности и экономики.
Углеродный, или карбоновый след – совокупность всех выбросов парниковых газов, произведенных прямо и косвенно отдельным человеком, организацией или предприятием.
Такое регулирование направлено на перераспределение прибыли от стран, производящих продукты низких переделов, к странам ЕС, производящих продукты более высокого передела.
Исходя из этого, в презентации было предложено от имени Ассоциации «РусХлор» обратиться к комитету Государственной Думы РФ со следующими предложениями к законопроекту:
- прописать непосредственно в законе, а не в подзаконном акте, методы и способы контроля;
- учесть региональные особенности при формировании системы учета выбросов парниковых газов. Так, при подсчете выбросов учитывать «зеленые» источники энергии, находящиеся на территории региона, независимо от того, предприятиями каких регионов потребляется электроэнергия от соответствующего источника и (или) учитывать количество лесов и иных источников поглощения парниковых газов, находящихся на территории региона, независимо от иных факторов.
- предусмотреть в законе виды налоговых и неналоговых платежей, которые должны применяться в системе экономического стимулирования сокращения выбросов парниковых газов.
- предусмотреть, в каких случаях применяются льготы и виды льгот в зависимости от особенностей регионов РФ.
Например, при соответствии технологии, применяемой конкретным предприятием, критериям «наилучшей доступной технологии» ставка «углеводородного налога» 0%.
Предлагаем не рассматривать проект федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов» в отрыве от пакета законов «О парниковых газах», а именно:
- «базового» закона «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
- закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации;
- закона о внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике».
На протяжении 2-х дней Конференции участники заслушали и обсудили более 25 докладов, охватывающих основные технические и технологические проблемы процессов получения хлора и каустика, вопросы проектирования и применения нового оборудования и арматуры, разработки и применения инновационного оборудования для безопасного транспортирования хлора. Учитывая специфику текущего момента, презентации были представлены как очно, так и в режиме on‘lain.
В приложении программа Конференции, список участников и фотографии