Ассоциация предприятий хлорной промышленности ”РусХлор”
Как ФАС искал хлорный картель

28.06.2011, Борис Ягуд, директор Ассоциации «Русхлор» и Российского научно-технического центра "Хлорбезопасность

Федеральная антимонопольная служба подозревает производителей хлора в картельном сговоре. Как и в случае с нефтяными компаниями, есть факты роста цен и конечные потребители, которые недовольны этим. Однако причины, по которым ФАС вынужден исследовать рынок хлора, отличны от тех, что правят бал на топливном рынке. Да и сам рынок структурирован по-другому.

В своих расчетах ФАС смотрит на рост тарифов по горячей и холодной воде. Между тем, можно без особых трудностей найти данные по городам, например, по Волгограду, Санкт-Петербургу и Москве.

Так, в 2005 году в Волгограде доля стоимости хлора в стоимости 1 м3 холодной воды составляла от 0,6 до 2,1% в зависимости от времени года. Для горячей воды эти цифры составляли от 0,1 до 0,5%. В 2011 году стоимость хлора в 1 м3 холодной воды в Волгограде составляет от 0,9 до 2,9%, в кубометре горячей воды стоимость хлора составляет от 0,2 до 0,5%. Для Петербурга максимальные значения доли хлора в водоснабжении за 2008-2011 годы 2,2%. Для Москвы - 2,1% в 2006 году, а сейчас вообще - 1,5%. Думаю, этих цифр достаточно, чтобы всем было очевидно - стоимость хлора, используемого для обеззараживания холодной и горячей воды, практически не влияет на тарифы водоснабжения. Можно подойти к вопросу «технологически»: максимальное количество хлора, вводимое в воду на станциях водоподготовки, - 10 мг/л.

ФАС строит свою позицию на том, что хлор необходим предприятиям ЖКХ, осуществляющим водоподготовку, а так же на случай экстремальных ситуаций (эпидемические вспышки заболеваний, стихийные бедствия и т.д.). Но на эти цели ежегодно уходит всего 10-15% производимого хлора и 5% каустической соды. Куда уходит остальное сырье?

В связи с высокой опасностью хлора химические заводы строятся так, чтобы основную его часть использовать внутри, без перевозки куда-либо. Поэтому на заводах хлор сразу поступает на переработку в широкий спектр продукции (полимеры, пластики и т.д.). Внутри предприятий перерабатывается порядка 80% всего хлора.

Впрочем, ФАС не лукавит, когда говорит о росте цен на этот компонент. Отпускная цена на хлор с 2007 по 2010 годы выросла вдвое, об этом написано в решении ФАС. Но давайте посмотрим рост стоимости электроэнергии за эти годы. Для примера возьмем Москву. В 2007 году для предприятий одноставочный тариф для линий низкого напряжения составлял 1,70 рубля/кВт*ч. В 2010 году одноставочный тариф для предприятия по числу часов использования менее 5000 составил 3,48 рубля/кВт*ч.

Второй по значению фактор роста стоимости хлора, после электричества, - транспорт. После вступления в силу с 01.07.2009 г. «Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам» стоимость транспортировки хлора резко возросла. Нам удалось заставить РЖД отказаться от требования перевозки хлора в крытых вагонах. Вес снаряженного хлором контейнера составляет 1,5 т, и он может перемещаться только с помощью специальных грузоподъемных механизмов с установкой вертикально в железнодорожном транспортном средстве. Но не удалось убедить железнодорожников отказаться и от требования обязательного сопровождения вагонов как с загруженной, так и с порожней тарой. Привлечение сопровождающих приводит к удорожанию конечной цены тонны хлора для потребителей примерно на 30%.

Увеличение стоимости хлора, перевозимого в контейнерах и баллонах, неизбежно приводит к снижению объемов его поставок, хотя хлор именно в такой таре является наиболее востребованным мелкими и средними потребителями. Так, если в 2007-2008 гг. количество хлора, отгружаемого в этой таре, составляло 42,8-43,7 тыс. т, то в 2009 г. оно сократилось до 34,9 тыс.т, а в 2010 г. до 32,9 тыс.т.

Что касается заявлений ФАС о картельном сговоре производителей товарного хлора, то речь идет о товарном сырье в так называемой «мелкой» таре - контейнерах и баллонах. Затаренный таким образом хлор и применяется в системе ЖКХ. Поэтому для хлорных предприятий важным является сохранение спроса на хлор со стороны такого постоянного потребителя, как водоподготовка в системе ЖКХ. Но учитывая тот факт, что на каждом предприятии, выпускающем хлор, в том числе и для этой цели, возникают разнообразные и постоянно меняющиеся ситуации, связанные со спросом, как на хлор, так и на каустик, то условия, способствующие некоему картельному сговору между предприятиями, представляются маловероятными.

С другой стороны, в условиях независящего от производителей хлора роста тарифов на электроэнергию, перевозки и другие услуги, складывающиеся обстоятельства заставляют предприятия-производители хлора повышать цены для любых потребителей, включая и ЖКХ. Хотя, как это следует из приведенных мной цифр, влияние цены реализации хлора на стоимость холодной воды не превышает 3%, а горячей - 0,5%.

Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/industry/opinion/562949980540391.shtml 

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?