Ассоциация предприятий хлорной промышленности ”РусХлор”
КОММЕНТАРИЙ "Рус Хлора"

КОММЕНТАРИЙ

"Рус Хлора"

к статье «Госдума узаконила экологическую модернизацию.

Интересы окружающей среды оказались второстепенными»

"Коммерсантъ" от 03.07.2014 г.


Принятый Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации" действительно является в итоге компромиссом между экологами и промышленниками; и это следует рассматривать не как недостаток, а как естественное явление, которое, как и положено на данном этапе, носит рамочный характер. Далее предусмотрена отработка подзаконных актов, которые и должны придать закону необходимую сбалансированность, которая может позволить реально достичь оптимального эффекта.

Надо понимать, что забота о сохранении в чистоте окружающей среды, если это довести до абсурда, будет означать возврат в «каменный век», т.е. не в гармонию, а в непреодолимые проблемы, коллапс производства и в итоге голод, эпидемии и в итоге перманентную вражду и войны. С другой стороны полный примат прямых интересов производства и потребления над вопросами экологии чреват действительно необратимым ущербом природе и здоровью человечества.

Поэтому именно разработка в период до 2020 года этих подзаконных актов и должна найти правильный баланс между интересами производства и защитой окружающей среды. А эффективную защиту способно обеспечить не только ответственное, но и достаточно богатое государство.

Общее направление подзаконных актов, изложенное в рассматриваемом материале, не вызывает возражений, но их конкретное содержание должно стать предметом серьезного обсуждения. И в свете этой ситуации именно защитникам природы следует понимать, что реальное сокращение эмиссии вредных веществ может быть достигнуто прежде всего внедрением НДТ во всем реально доступном их объеме. Отсюда важным является уточнение понятия НДТ, именно как наилучших доступных технологий, с включением в него не только новых, подчас весьма дорогостоящих технологий, полностью исключающих эмиссию, но и конкретных усовершенствований существующих технологий, приводящих к значительному сокращению эмиссии, но с гораздо меньшими затратами.

Опасно также чрезмерно увлекаться установлением жестких сроков перехода на НДТ, многие из которых требуют очень больших инвестиций, зачастую непосильных для производств и непривлекательных для частного бизнеса . В тех же случаях когда переход на НДТ является действительно критически важным с точки зрения реальной опасности эмитетов, цели можно будет добиться только при наличии эффективной государственной или международной поддержки.

Внедрению же менее затратных усовершенствований существующих технологий, ведущих к существенному экологическому эффекту, следует всячески содействовать путем использования косвенной поддержки – льготных кредитов, налоговых льгот, сокращения или обнуления платы за негативное воздействие, пошлин за ввоз уникального оборудования.

 

Чрезмерное увлечение скорейшим решением «задачи-максимум», при всей своей кажущейся амбициозности, как правило, приводит к негативным последствиям, в том числе и для природы.

 

Поэтому 2020 год, намеченный как срок введения запрета на использование технологий, не соответствующих перечню НДТ, может быть принят только в том случае, если этот перечень будет расширен в соответствии с изложенными выше соображениями, а меры государственной поддержки отдельных отраслей в критически важных случаях будут гарантированы.

Что же касается мнений опрошенных «Ъ» экспертов, то следует отметить следующее:

1. Рамочный характер принятого закона действительно ничего конкретно не гарантирует. Требуемые гарантии должны содержать именно подзаконные акты, что потребует особой тщательности разработки их силами компетентных специалистов со стороны как экологов, так и промышленников. 

2. Непонятны опасения экспертов по поводу того, что в законе речь идет только об относительных величинах выбросов. Между тем в тексте закона говорится именно об абсолютных величинах эмиссии вредных веществ, а об относительных величинах (в расчете на единицу выпускаемой продукции) – только как о характеристиках реальных возможностей конкретных НДТ. 

3. Техническая модернизация промышленности за счет широкого внедрения НДТ в их расширенном перечне несомненно приведет к снижению не только удельных, но и абсолютных объемов выбросов и сбросов, и этот путь следует рассматривать как наиболее важный, и всячески его поощрять, в т.ч. и путем резкого сокращения и даже обнуления штрафных платежей.

Однако следует понимать, что абсолютное увеличение выбросов при этом будет возможным лишь в случаях существенного возрастания объемов соответствующих производств, связанных как правило, с ростом его прибыльности. В этих случаях сохранение системы штрафных санкций может оказаться стимулом для дальнейшего сокращения абсолютных величин выбросов. Подобная система должна войти и в состав разрабатываемых подзаконных актов.

В итоге следует подчеркнуть, что работа по превращению принятого закона в действительно эффективную силу только начинается в рамках межведомственной рабочей группы, курируемой Минпромторгом, и задачей всех заинтересованных сторон должна быть выдача и обоснование предложений, направленных на создание конкретных подзаконных документов, способствующих и коренной модернизации промышленности и защите окружающей среды.

Вход в личный кабинет
Забыли пароль?