МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭКОЛОГИЯ.
Обсуждаем Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ
Изложение статьи, опубликованной в «Коммерсантъ» от 03.07.2014 г.
Госдума узаконила экологическую модернизацию. Интересы окружающей среды оказались второстепенными.
Поправки к закону «Об охране окружающей среды», разработанные Минприроды, приняты во втором чтении.
Законом предусматривается перевод к 2020 г. экологического нормирования промышленности на принцип наилучших доступных технологий (НДТ).
Документ становится базой для запуска политики модернизации, реализацией которого займется межведомственная рабочая группа во главе с Минпромторгом.
Реальных стимулов для модернизации производств, как и гарантированного сокращения загрязнений, в нынешнем виде закон не предполагает.
В итоговом третьем чтении 02.07.2014 г. поправки были приняты.
Согласование документа между Минприроды и РСПП было достигнуто после 6 лет рассмотрения лишь после вмешательства Кремля в мае 2014 г.
Закон в итоге получился рамочным и должен вступить в силу в 2015 г.
К 2020 г. предстоит разработать более 30 подзаконных актов, которые должны:
- конкретизировать списки регулируемых и запрещенных к эмиссии веществ (их должны сократить с 1 тысячи до 40-60);
- разделить компании по степени воздействия на окружающую среду (от нее будет зависеть жесткость регулирования);
- разработать новую систему показателей качества окружающей среды;
- разработать набор отраслевых справочников, на основе которых будут созданы технологические нормативы.
Самым «грязным» компаниям (а их по оценке Минприроды около 300) уже к 2016 году нужно встать на федеральный учет, к 2018 году раскрыть данные внутреннего инструментального контроля регулируемых загрязнений, а к 2019 году подготовить программу повышения экологической эффективности, в основу которой будет положена необходимость достижения технологических нормативов.
Наличие программы предполагает выдачу комплексного экологического разрешения, а ее невыполнение грозит повышенными в разы штрафами, которые, наряду с платой за негативное воздействие на среду, являются основными экономическими стимулами модернизации.
Эксперты, опрошенные «Ъ», считают, что в нынешнем виде закон не гарантирует абсолютного снижения промышленных загрязнений, не создает действенных стимулов для технологической модернизации.
Закон предполагает, что плата за негативное воздействие в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ будет равна нулю. В Минприроды признают, что эта норма стала компромиссом с промышленниками. Фактически, в отличие от принципа нормирования на основе НДТ, принятого в странах ОЭСР, она означает, что если абсолютные объемы выбросов и сбросов растут, но компания достигает технологического норматива на единицу продукции, то ее платежи обнуляются.
Хотя в Минприроды убеждают, что будут стараться достичь абсолютного снижения загрязнений через ужесточение требований к программам компаний и не дадут им возможностей увеличивать эмиссию веществ первого и второго классов опасности, пока это остается лишь намерениями.
«Жестких обязательств к модернизации как обязательного снижения негативного воздействия в документе не нашел», - отмечает Александр Багин из Центра экономики природопользования Высшей школы экономики. Глава экологического комитета Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Алексеев также не видит реальных «санкций и наказаний» за несоблюдение экологических требований. Повышающие коэффициенты для большинства компаний фактической роли не играют», - считает он. Подобного же мнения придерживались и в ОЭСР, когда давали заключение на документ Минприроды, рекомендуя «значительное повышение ставок сборов» по отдельным веществам. Система коэффициентов должна быть отменена, поскольку искажает экономически равные условия по всей стране», - говорили там.
После принятия документа во втором чтении глава Минприроды Сергей Донской признал: «Законопроект в первую очередь нацелен не только на внедрение наилучших технологий с точки зрения снижения воздействия на окружающую среду, это ядро всех начинаний последнего времени, которое направлено на модернизацию производства». С марта 2014 года, согласно распоряжению правительства, за технологическую модернизацию стал отвечать Минпромторг, который курирует работу соответствующей межведомственной рабочей группы. Её первое заседание запланировано на 8 июля.
Алексей Шаповалов.