В Волгограде органы ФСБ расследуют уголовное дело, возбужденное против руководителей ОАО «Пласткард», входящее, наравне с ОАО «Каустик», в Группу «Никохим».
Должностным лицам ОАО «Пласткард» вменяется злоупотребление служебным положением в целях получения лимитов на размещение отходов 1 класса опасности, как отходов 3 класса опасности, и, как следствие, причинение ущерба интересам государства в результате занижения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Существует система контрольно-надзорных органов, в компетенцию которых входит контроль за обращением отходов производства и потребления. Для этих целей созданы Росприроднадзор, Ростехнадзор, Природоохранная прокуратура, Природоохранное следственное управление, наконец, судебные органы. В отношении ОАО «Пласткард» проведен ряд контрольных мероприятий и ни один из выше указанных органов не нашел оснований для привлечения предприятия или его руководства к ответственности.
Однако ФСБ, по сути, поставив под сомнение дееспособность и компетентность действующей системы контрольно-надзорных органов, возбуждает уголовное дело, вступая, тем самым, в противоречие со следующими документально подтвержденным обстоятельствами.
Во-первых, предприятием в июне 2004 г. были разработаны паспорта на каждый вид отходов, которые были согласованы руководителем Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Волгоградской области. Класс опасности отходов для окружающей природной среды был подтвержден расчетным методом.
Во-вторых, в 2005 г. Нижне-Волжским межрегиональным управлением по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора утвержден проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов ОАО «Пласткард». В данных лимитах указаны все виды отходов, образующихся на производстве ОАО «Пласткард», их количество и класс опасности. В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления», в обязанности территориального органа Ростехнадзора входит проверка представленных документов фактическому классу опасности отходов. Представленные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены уполномоченным государственным органом после проведения соответствующей проверки представленных сведений и документов.Представление заведомо не соответствующих действительности сведений и документов, как утверждает следствие, неизбежно повлекло бы отказ в установлении лимитов на размещение отходов, в соответствии с приведенными выше нормами права. Таким образом, ОАО «Пласткард» имеет утвержденный в установленном порядке полный комплект документов, подтверждающих классы опасности отходов, образующихся на производстве общества.
В-третьих, судом, в ходе рассмотрения этого дела, установлено, что экономические льготы, понижающие размер платы применены ОАО «Пласткард» в соответствии с действующим природоохранным законодательством. Решение суда от 24-30.05.2007г. по делу № А12-273/07-с45 вступило в законную силу. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии какого-либо ущерба финансовым интересам государства, о котором утверждает следственный орган.
В-четвертых, в соответствии с ч. 1 ст. 201 УК РФ, злоупотребление полномочиями - это использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Следствием не доказано, что деяние совершено субъектом ответственности вопреки законным интересам организации, поскольку осуществляя работу по разработке и утверждению лимитов на размещение отходов, ОАО «Пласткард» действовало в соответствии с требованием ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Все действия совершены в рамках законодательства, с согласия и под контролем уполномоченного государственного органа – Ростехнадзора.
Действия ОАО «Пласткард» не причинили вреда интересам граждан, организаций, общества или государства, т.к. плата за негативное воздействие на окружающую природную среду ОАО «Пласткард» уплачена в полном объеме, а каких-либо последствий для окружающей природной среды следствием не установлено.
Все вышеописанное свидетельствует только об одном - расследование данного уголовного дела, по существу не соответствующее действующим нормативным актам, имеет единственную цель - воспрепятствовать осуществлению ОАО «Пласткард» законной предпринимательской деятельности. Об истинных причинах инициирования такого рода расследования, к сожалению, остается только догадываться.